ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Второй канал Национальной радиокомпании Украины когда-то был слабой
копией российского "Маяка". Году в 1987-м инициативная
группа решила создать молодежный канал, приоритетами которого должны
были стать профессионализм, нестандартность, и ориентация на интересы
слушателя. Ставки делались на личности. Они пришли: Сергей Коротаевский,
Олег Горский, Николай Аммосов, Вероника Маковий, Александр Васильев,
Александра Венедиктова открыли утреннюю программу "З ранку
до полудня" и вечернюю студию "Контакт". С марта
1992-го "Промінь" стал молодежно-развлекательным каналом.
Сетка вещания разрабатывалась на ведущих:
можно было провести день с Вероникой, на следующий встретиться с
Николаем Николаевичем, потом с Олегом и т.д. У каждого сложилась
своя команда, рождались новые передачи: "Хіт-парад 12-2",
"Ретро", "Встреча перед микрофоном", "Година
меломана", "Джаз-архів", "Український рок-н-ролл",
"Салон", затем "Тема з варіаціями" и знаменитая
игра "Пан або пропав". А как повысился рейтинг канала!
Столько писем и звонков в студию было ежедневно - обратная связь
со слушателями была реальностью.
Шло время, началась "украинизация".
Поначалу зарубежная и "наша" музыка в эфире соотносились
50:50%, затем 30:70, наконец, "наша взяла", и приказом
президента компании зарубежная эстрада была запрещена. И все. Так
просто! А что взамен? А что, у нас своей музыки мало - певучая страна
или нет? В Украине сегодня, пожалуй, больше певцов, чем в Италии
и Франции вместе взятых!
И вот второй канал разделили на молодых
и старых: на "Европу-центр" и собственно "Промінь".
Поскольку первым у нас, как известно, везде дорога - им отдали утреннее
время в эфире, а вторым достался вечерний блок, "почетный".
Мэтры долго возмущались, но по интеллигентской славянской традиции
не смогли вовремя сплотиться и объединить усилия, а потому постепенно
утрачивали позиции: вот уже нет в эфире популярной программы "Ретро"
(ее заклеймили как "проммунистическую" и задвинули на
вечернее время пару раз в неделю), "Встреча перед микрофоном"
в прямом эфире окончательно себя дискредитировала, исчезли "Пан
або пропав", "Навмання" и "Туман яром".
А "украинизация" все усиливалась
- вот уже и русскоязычные интервью переводятся на "рідну мову".
Так можно дойти и до перевода песен (мы это когда-то проходили!).
Спор ведется уже не просто за молодежную аудиторию - давно известно,
что "вторую кнопку" в приемнике включают в основном домохозяйки.
На двух полюсах - как говорится, пионеры и пенсионеры. И теперь
их уже не делят на утро-вечер, а густо замешивают: чтоб не расслаблялись.
В "Пісні року" Теодор Кукуруза, Зиновий Гучок и Олег Марцинкивский
с легкостью побеждают народных артистов Украины Феми Мустафаева
и Ивана Поповича. Песни звучат вечноментальные: "Мадонна Україно",
"Жменька рідної землі", "Дика ружа" ("трембітонька
грає, моє серце крає..."), все это напоминает "агитпоезд"
по диаспоре с артистами - жертвами перестройки: "Подайте бедным
украинцам на пропитание!" А очень молодежный "Млин"
предупреждает: детям очень полезно учиться в школе, чтобы слова
"эскалатор" и "сенсаційне" произносить правильно.
А уж приколы ведущего на тему подобия группы "Магия" и
"Spice girls": "Для полного сходства осталось только
кому-нибудь забеременеть от футболиста" - уже можно вносить
в книгу рекордов радио. "Браво, няня!" Редкими островками
остались в эфире "Рок-архів", "Сторінками української
естради", "Під оплески", "Джаз до дванадцятої".
В жутковатом романе Джорджа Оруэлла
"1984" описана "замечательная" система: телевизоры
работали передатчиками и - "никуда от них не спрятаться, не
скрыться"... Если тех, кто формирует концепцию Второго национального
радиоканала страны, обязать слушать его, не выключая с утра до вечера,
и особенно в выходные дни - какую песню они бы спели?
Григорий ОГУРЦОВ
|