К весне 1999 года число
радиостанций, вещающих в FM-диапазоне, в Донецке достигло 12. Из
них шесть - донецкие станции и шесть - ретранслирующие российские
и киевские станции с определенной долей собственных программ.
Первая FM-радиостанция
(одновременно и первая негосударственная станция) в Донецке появилась
22 июня 1996 года и названа была Радио "Да!". В феврале
1997 года в FM-диапазоне было занято уже пять волн, а концу апреля
1999 года число радиостанций только в Донецке достигло 12, из которых
лишь одна ("Центр") - государственная.
Первоначально в донецком FM-диапазоне
было "просчитано" (то есть, разрешено для использования) 7 частот,
и после появления седьмой радиостанции многие думали, что на этом
счастливом числе все и закончится. Но потом частоты начали "просчитывать"
за деньги (на законных основаниях), и сейчас донецкий слушатель
мечется по эфиру, пытаясь выбирать лучшую из двенадцати FM-станций.
По словам руководителя ДИАЦ* Евгения
Копатько, в январе 1999 года наибольшей популярностью у донетчан
пользовалось "Русское радио", опережая ближайших конкурентов
по количеству слушателей более чем в два раза. Далее, к группе лидеров
Евгений Копатько относит "Класс", "Европа+Донбасс"
и "Да!", рейтинги которых в начале года были более или
менее одинаковы (приблизительно в два раза меньшие, чем у "Русского
радио" - Прим. авт.). По данным опросов ДИАЦ, около 20% жителей
Донецка вообще не слушают радио, а 15% - затрудняются назвать любимую
радиостанцию.
Можно прогнозировать, что в обозримом
будущем лидером по количеству слушателей так и останется "Русское
радио", ибо очень любят жители Донбасса "понятные"
песни на русском языке. В начале года из донецкого FM-диапазона
пропал "Русский шансон" - петербургская станция, с середины
1998 года ретранслировавшая в регионе "всю гамму русского романса".
Эта станция была очень популярна у водителей такси, и ее исчезновение
многими из них было воспринято как нарушение свободы блатного слова.
Теперь на месте "Русского шансона" вещает опять же российский
"Хит FM".
FM-вещание Донецкой
области
Радиостанция
|
Частота
|
Город
|
"Хит-FM"
|
100,0
|
Донецк
|
"Мега-радио"
|
100,5
|
Донецк
|
"Ностальжи"
|
101,2
|
Донецк
|
"Класс"
|
102,1
|
Донецк
|
"Центр"
|
102,6
|
Донецк
|
"Да!"
|
103,5
|
Донецк
|
"Русское радио"
|
104,1
|
Донецк
|
"Даяна-мастер"
|
105,1
|
Донецк
|
"Довира"
|
106,1
|
Донецк
|
"Европа+Донбасс"
|
106,8
|
Донецк
|
"Донбасс"
|
106,4
|
Донецк
|
"Наше радио"
|
107,6
|
Донецк
|
"Ностальжи"
|
102,8
|
Мариуполь
|
"Европа+Мариуполь"
|
104,0
|
Мариуполь
|
"Лавенсари"
|
105,3
|
Мариуполь
|
"Европа+Донбасс"
|
101,7
|
Краматорск
|
"Русское радио"
|
105,7
|
Краматорск
|
"Класс" |
107,8 |
Краматорск |
Большая часть донецких
FM-станций использует передатчики мощностью 1 кВт и охватывает аудиторию
порядка 2-2,5 млн. человек (население Донецка - около 1 млн. человек,
области - 5 млн.). В качестве исключения можно назвать радио "Да!"
- мощность передатчика 400 Вт и аудитория 1,7 млн. человек, и "Европа+Донбасс"
- 5 кВт и 4,8 млн человек соответственно. Лицензионные мощности
передатчиков региональных станций в Краматорске - 100 Вт и охват
аудитории 200-300 тысяч человек, в Мариуполе - 0,3-1,2 кВт и 500-700
тысяч человек соответственно. На практике многие станции увеличивают
мощность передатчиков выше предела, указанного в лицензии, благодаря
чему охват аудитории увеличивается.
УКВ-вещание
Донецкой области
Радиостанция
|
Частота
|
Город
|
УР-1
|
69,77
|
Донецк
|
УР-2
|
71,75
|
Донецк
|
"Да!"
|
73,58
|
Донецк
|
"Класс"
|
68,36
|
Макеевка
|
"Класс"
|
68,06
|
Краматорск
|
"Класс"
|
73,22
|
Артемовск
|
"Класс"
|
66,05
|
Волноваха
|
Песни, новости, программы
Музыкальные форматы
ретрансляционных станций, вещающих в Донецке ("Хит FM",
"Ностальжи", "Русское радио", "Довіра",
"Европа+", "Наше радио"), известны. Различия
в форматах местных радиостанций ("Мега-радио", "Класс",
"Центр", "Да!", "Даяна-мастер", "Донбасс")
определить довольно трудно, поскольку никто из них не ориентирован
на какие-либо конкретные музыкальные стили (рок, поп, джаз и т.д.).
На каждой из радиостанций есть все, но в разных пропорциях. К примеру,
на "Мега-радио" более часто звучит хорошая рок-музыка,
чем на других станциях (на мой субъективный взгляд), а на радио
"Класс" чаще можно услышать русскую эстраду и "музыку
для ног", что и обеспечивает "Классу" популярность
у молодежи.
Новости радиостанции вынуждены делать
сами, поскольку на компакт-дисках они не поставляются. В результате,
выпуски новостей в большинстве случаев представляют собой чтение
в прямом эфире сообщений информагентств. Радиостанции не хотят или
не могут выделять деньги на развитие своих информационных служб,
и в результате региональные новости зачастую не попадают в FM-эфир.
На мой взгляд, наиболее удачные и заметные попытки улучшить освещение
региональных новостей делают "Мега-радио", Радио "Да!"
и "Европа+Донбасс". Но нет худа без добра, и отсутствие
нормальной работы с новостями избавляет FM-станции от заметного
давления со стороны власти. Если власть как-то пытается влиять на
освещение конкретными газетами тех или иных вопросов, то с радиостанциями
этого не происходит в связи с отсутствием самого освещения.
Зато тематических программ, различных
игр и шоу на радиостанциях много. Особенно для автомобилистов. По
части качества и оригинальности этих программ первое место, пожалуй,
занимает "Мега-радио", что не в последнюю очередь объясняется
прошлым "мега-радистов" (они долгое время составляли костяк
команды КВН ДПИ). На "Мега-радио" также иногда выходит
в эфир популярный радиоведущий Сергей Сивохо (сейчас более известный
как ведущий телепрограммы "Как стать звездой" на УТ-2).
По уровню исполнения среди радиопрограмм донецких станций можно
выделить "Ужин с дилетантом" Рашита Романова на радио
"Да!", "Охота на человека" (его надо не убить,
а найти - прим. авт.) и "Железное ухо" (цель - услышать
в эфире закодированное слово) - обе на "Мега-радио".
Реклама
Самые низкие расценки
на FM-рекламу предлагает государственное радио "Центр"
(1-1,2 грн./сек.), что может объясняться как государственной формой
собственности, так и тем, что это радио вещает в регионе относительно
недавно. Пользуясь своими большими техническими возможностями, Донецкая
государственная телерадиокомпания (ДГТРК) предлагает рекламодателям
транслировать рекламные ролики одновременно на пяти каналах (71,75
мГц, 102,6 мГц, 69,77 мГц, 711 кГц и по проводному вещанию) всего
за 1,5 грн./сек. Правда, возможно это лишь 40 минут в день, когда
у ДГТРК есть "окна" на всех этих каналах.
Самые высокие рекламные расценки у
"Русского радио" - от $0,4 до $1,05 без учета НДС и налога
на рекламу, что объясняется наибольшей популярностью в регионе этой
станции (по неофициальным оценкам, на "Русское радио"
приходится до 40% донецкого рынка рекламы FM-радиостанций).
Размещением рекламы на "Русском
радио" занимается РА "Золотой граммофон", это же
агентство привлекает рекламу для "Хит FM" и "Довіра".
РА "Золотой граммофон" также предлагает FM-рекламу пакетами:
"Русское радио" и "Довіра" - от $0,5 до $1,2
за секунду, "Русское радио" и "Хит FM" - от
$0,4 до $1,45 за секунду, "Русское радио", "Довіра"
и "Хит FM" - от $0,55 до $1,7 за секунду (цены без учета
НДС и НР).
Совместно работают над привлечением
рекламы "Ностальжи" и Радио "Класс". Транслирование
ролика на двух этих станциях обходится рекламодателю от $0,2 до
$1 за секунду (включая НДС и НР).
Радио "Класс" и "Ностальжи"
входят, кроме того, в одну телерадиокорпорацию "Юг-Восток-Север",
созданную в январе 1999 года. Декларируется, что цель корпорации
- создание современного высокотехнологического информационно-трансляционного
радиотелевизионного центра путем объединения местных теле- и радиовещательных
каналов и их модернизации. В конце марта на Совете по СЭЗ в Донецкой
области был утвержден инвестиционный проект, предложенный ТРК "Юг-Восток-Север"
на общую сумму $4,9 млн. Эти деньги ТРК "Юг-Восток-Север"
планирует получить в виде инвестиций от испанской корпорации PALAO
GRUAP для создания в Приазовье мощного телерадиоцентра. ТРК "Юг-Восток-Север"
планирует вещать не только на Донецкую область, но и на соседние
области, а в перспективе - и на страны СНГ. Как видно, задачи поставлены
внушительные, но об их воплощении в жизнь конкретной информации
пока нет. Кроме того, по неофициальным данным, на ТРК "Юг-Восток-Север"
большое влияние имеет блок "За единство, согласие и возрождение",
поддерживающий Леонида Кучму в предвыборной кампании.
Рекламные расценки
радиостанций Донецкой области по состоянию на конец апреля
Радиостанция
|
Цена одной секунды рекламного времени (в зависимости
от времени суток) включая НДС и налог на рекламу
|
"Хит-FM"
|
00:00-6:59 - $0,3, 7:00-10:59 - $0,8, 11:00-15:59
- $0,7, 16:00-19:59 - $0,8, 20:00-23:59 - $0,4
|
"Мега-радио"
|
00:00-6:00 - $0,08, 6:00-7:00 - $0,4, 7:00-10:00
- $0,5, 10:00-16:00 - $0,4, 16:00-19:00 - $0,5, 19:00-00:00
- $0,4
|
"Ностальжи"
|
00:00-7:00 - $0,15, 7:00-10:00 - $0,6, 10:00-12:00
- $0,5, 12:00-17:00 - $0,55, 17:00-20:00 - $0,6, 20:00-23:00
- $0,5, 23:00-00:00 - $0,15
|
"Класс"
|
00:00-7:00 - $0,2, 7:00-10:00 - $0,7, 10:00-12:00
- $0,55, 12:00-15:00 - $0,6, 15:00-17:00 - $0,55, 17:00-20:00
- $0,7, 20:00-23:00 - $0,55, 23:00-00:00 - $0,5
|
"Центр"
|
7:00-10:00 - 1,2 грн., 10:00-23:00 - 1 грн.
|
"Да!"
|
22:00-7:00 - $0,25, 7:00-22:00 - $0,6
|
"Русское радио" *
|
00:00-6:59 - $0,4, 7:00-10:59 - $1,05, 11:00-15:59
- $0,84, 16:00-19:59 - $1,05, 20:00-23:59 - $0,5
|
"Даяна-мастер"
|
$0,42
|
"Довіра"
|
00:00-6:59 - $0,2, 7:00-10:59 - $0,6, 11:00-15:59
- $0,4, 16:00-19:59 - $0,6, 20:00-23:59 - $0,3
|
"Европа+Донбасс"
|
00:00-6:00 - $0,15, 6:00-10:00 - $0,85, 10:00-12:00
- $0,75, 12:00-13:00 - $0,85, 13:00-16:00 - $0,7, 16:00-20:00
- $0,85, 20:00-00:00 - $0,5
|
"Наше радио"
|
00:00-6:00 - $0,25, 6:00-7:00 - $0,3, 7:00-11:00
- $0,4, 11:00-20:00 - $0,4, 20:00-22:00 - $0,3, 22:00-24:00
- $0,25
|
УР-1
|
0,75 грн.
|
УР-2
|
0,5 грн.
|
*без учета НДС и налога на рекламу |
Примечание. Для
сравнения: стоимость одного квадратного сантиметра рекламной площади
в региональных изданиях колеблется от 1 до 8 гривень, в среднем
- 2-3 гривни. Стоимость секунды телерекламы на наиболее мощных государственных
каналах "Регион" и "27 канал" составляет 1,8-2,5
грн. и 1,2-1,5 грн. соответственно.
Особенности
регионального рынка FM-радиостанций
Донбасс - регион русскоязычный,
и даже значительная часть распоряжений местных властей издается
на русском языке. Однако у каждой радиостанции в лицензии предусмотрена
определенная доля вещания на государственном (то есть украинском)
языке, - от 30-40% длительности собственных программ для радиостанций,
пришедших на рынок первыми, до 60% - для получивших лицензии последними.
Практически никто, кроме, пожалуй, радио "Довіра" и "Центр",
эти требования не выполняет, что дает потенциальную возможность
Национальному совету по телевидению и радиовещанию под угрозой лишения
лицензии "давить" на радиостанции. "Давить"
как для популяризации украинского языка (что, вообще говоря, законно),
так и для популяризации тех или иных людей, к украинскому языку
отношения не имеющих. Кстати, о Нацсовете. Донецкая область, по
нашим данным, единственная, где нет официального его представителя,
а действует лишь представитель на общественных началах. Для региона
со значительным количеством теле- и радиостанций - это достаточно
странно.
Еще одна особенность - большая популярность
и более динамичное развитие ретранслирующих станций по сравнению
с местными. Сейчас в Донецке их поровну - шесть на шесть. Но выигрывают
явно гости.
*ДИАЦ
- Донецкий информационно-аналитический центр, - занимающийся изучением
рейтингов СМИ, свои выводы делает на основании регулярных опросов
400 жителей Донецка, формирующих репрезентативную выборку.
Дмитрий Семенов
|