Знаете, чем отличаются
украинские музыкальные Интернет-сайты от FM-радиостанций? Тем, что
сайты, при всей их экстравагантной пестроте, дают более или менее
реальное отражение музыкальной жизни, а любая из 23 киевских "эфэмок"
- это настоящий карцер с зарешеченным окошком. Карцер, вообразивший
себя звуковой "фабрикой грез".
А ведь и в самом деле,
тиски "музыкального формата" ничем не лучше тюремных правил.
Шаг в сторону - ди-джей уволен. Шаг в другую - уволен программный
директор. Вот бег на месте - это то, что надо! Кому? Ну, конечно
же, радиослушателям. Тем из них, кто заказывает музыку. Дорогим
и любимым деньгода... рекламодателям. Хотя, скажу вам по секрету,
музыку на радиостанциях подбирают и запускают в эфир вовсе не они,
а программные директора. Открою вам еще один секрет. Все эти директора,
которых я знавал, напоминали новомодных американских проповедников,
да-да, тех самых менеджеров Бога (прости, Господи), тужащихся от
непомерной любви к заблудшим душам. Все они, как один, запрыгнули
в директорские кресла "эфэмок" прямо с оптовых баз или
каких-либо торговых точек. Никто из них - даже под страхом смерти
- не мог отличить ритм-блюз от гранджа, евро-поп от этно-джаза,
хард-кор от психоделики. Да и зачем им это? Отличают же они Пугачеву
от Шуфутинского? Вот пусть и работают. Ведь что требуется от коммерческой
радиостанции? Шоб бабло приносила. И точка. Вот и приходится программным
директорам бдительно блюсти формат. Закралась в песню "неформатная"
строчка - долой всю песню. Или вот такой подход. Артист N может
быть полезен нашей станции? Ну, в смысле платит наличные за раскрутку
песни? Нет? Долой из эфира! Что-что? Большой дядя из такого-то учреждения
просил "обратить внимание" на некое "молодое дарование"?
Нет вопросов! Крупная фирма размещает рекламный ролик с дополнительным
условием крутить песенки таких-то певцов. На станции - переполох.
Но крутят, голубчики, зажимают уши, а крутят. Так что, понятие "формат"
легко измеряется универсальным прибором под кодовым названием "у.
е.".
Однако в безликой массе вышеописанных
"эфэмок" существуют идейно-форматные станции. Вы заметили,
с каким нахрапом захватили эфир несколько "шансонов"?
Странно, что рядом с каким-нибудь "взрослым радио" еще
не появилось, скажем, "детское". "Ну, дак, чтобы
блатнячок детишкам прививать! Ну, в смысле, раньше сядешь - раньше
выйдешь..." Опошление прекрасного жанра произошло стремительно.
Теперь любой нормальный человек, услышав слово "шансон",
тут же вспомнит не какого-то Азнавура или Бреля, а хриплый лагерный
мелос. Триумф похабщины тем убедительнее, что теперь некий Вася
Пупкин горланит дурным голосом уже не под вашим парадным, а на всю
страну. И отныне этот самый Вася возведен в ранг учителя жизни.
Отныне, дорогие родители, именно он в любой городской маршрутке
познакомит вашего несмышленого сынишку с чудесной романтикой "воровской
жизни", популярно разъясняя "жизнь по понятиям" -
все ништяк, батяни и мамани, детишки - наша смена.
Так что, если у вас есть возможность,
лучше слушайте музыку в Интернете. Клац - и вы на сайте Fdr.com.ua.
Это - симбиоз музыкальной газеты, радио и справочника. Здесь - масса
новостей об актуальной музыке Украины и мира. Масса музыки в МР3-формате.
Клац - и вы на Musica.com.ua. Здесь меньше МР3, но зато - обвал
статей: аналитика и интервью, репортажи, анонсы, рецензии... Клац
- и вы на Pilman.radio. Посередке - длиннейшая афиша, где на месяц-полтора
вперед детально описано, кто из исполнителей и когда выступает в
Украине. В каком городе и на какой площадке - будь то клуб, дом
культуры, дворец спорта или стадион. Справа вывешен длиннейший список
групп, представленных оригинальной музыкой в том же МР3-формате.
Клац - и вы на сайте фестиваля "Пульс асфальта", который
в течение нескольких месяцев по средам транслировал в режиме on-line
"сражения" украинских рок-команд в киевском блюз-клубе
Bady Guy. Инициатор этого беспрецедентного марафона Антон Яковина
представил за это время около 50 групп. Скоро акция будет продолжена,
но, увы, талантливые молодые украинские рок-группы снова можно будет
услышать только в Интернете, а не во все более облатняющемся эфире.
У однообразных украинских FM-станций - свои приоритеты. И это -
печальная аксиома. Почему печальная? Да потому, что в конце далеких
50-х именно FM-станции (правда, американские) стали тем мощным детонатором
рождения новой культуры - того самого рок-н-ролла, откуда, собственно,
и произошла вся современная музыка.
Александр Евтушенко
|