Сейчас на радиорекламу
приходится всего 3-4% от всей медийной рекламы, в то время как в
европейских странах ей принадлежит около 5-7%. Однако изменение
ситуации в Украине не за горами - радиостанции становятся все более
нацеленными на определенную группу слушателей, что привлекает рекламодателей.
Объемы рынка рекламы
на радио с каждым годом увеличиваются на 25% - по итогам 2006 г.
рынок равнялся $26,5 млн., в то время как Всеукраинская рекламная
коалиция предсказывает его увеличение до $36 млн. в 2007 г.
Эксперты связывают рост данного рыночного
сегмента сразу с несколькими факторами: медиаинфляцией, заинтересованностью
компаний в радиорекламе и постепенным формированием направленности
радиовещания на целевые аудитории слушателей.
Крупнейшими игроками остаются группы
компаний "Радио-группа" ("Русское радио", "Хит
FM" и Kiss FM) и "Украинский Медиа Холдинг" ("Европа
плюс Украина", "Взрослое радио" и "Авторадио"),
которые занимают, по оценкам экспертов, не менее 25% и 15% рынка
радиовещания в Украине.
Как рассказала "і" коммерческий
директор ООО "Радио-Бюро" Валентина Цеслик, чья рекламная
компания занимается рекламным контентом для радиостанций "Радио-Шансон",
"Шарманка", "Ренессанс", основными клиентами,
которые заинтересованы в размещении рекламы на радиостанциях, являются
представители автомобильного, мебельного, алкогольного направлений,
а также операторы мобильной связи и сфера развлечений. Существует
три основных вида радиорекламы: прямая реклама, спонсорство программ
и так называемые диджейские начитки. Последние "Радио-Бюро"
намеренно не использует, так как считает, что этот вид контента
просто загрязняет эфир, что не нравится многим радиослушателям.
Тарификация на размещение рекламы посекундная, на "Радио-Шансон"
в прайм-тайм реклама самая дорогая - 17 грн./сек. По словам госпожи
Цеслик, "Шансон" - это кормилец "Радио-Бюро",
остальные два бренда, обслуживаемых компанией, еще не так популярны
и поэтому цены на рекламу там гораздо ниже (13 грн./сек. в прайм-тайм).
Кроме того, как заявляет госпожа Цеслик, "Ренессанс" допускает
в связи со своеобразной политикой радиостанции очень ограниченное
количество рекламы в эфире, что увеличивает ее эффективность.
Менеджер по продажам "Авторадио"
Александр Литий заявил "і", что цена рекламы на его волнах
значительно уменьшается после 21 часа. В прайм-тайм минута может
стоить до $270, в то время как поздним вечером всего $160. По словам
господина Лития, за прошлый год объем прибыли от размещения рекламы
в эфире увеличился почти на 30%, что является одним из самых больших
показателей на рынке радиовещания. Целевой аудиторией "Авторадио"
являются автомобилисты. Директор Института массовой информации Виктория
Сюмар предсказывает увеличение перспективности рекламы на радио
именно для этой общественной группы. "Водителю зачастую недоступно
ни телевидение, ни интернет, а радиопрограммы не всегда есть время
переключать, поэтому слушается одна волна",- отметила госпожа
Сюмар. В то же время она подчеркивает, что украинское радио аполитично:
"Сейчас оно становится все популярнее, так как люди устали
от политических новостей, которые предлагает телевидение, что было
сильно востребовано среди населения в годы политических всплесков
(2004-2005 гг.) Сейчас людей больше привлекает развлекательный контент,
что собственно и предлагает радио". Однако, по словам госпожи
Сюмар, украинский рынок радио еще не сформирован, как в Европе,
отсутствуют форматные радиостанции, а качество эфира оставляет желать
лучшего.
Станислав ЮРАСОВ
|